Рубрика: Автомобили
от 06 июня 2015

ВОЗВРАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДЕФЕКТАМИ ИМПОРТЕРУ ПРОДАВЦУ

Автомобиль – одна из самых долгожданных и дорогостоящих покупок, которую мы совершаем как потребители. Производители транспортных средств нацелены на максимальное извлечение прибыли, производят автомобили в колоссальных масштабах, что зачастую приводит к возможности выпуска транспортных средств с какими-либо дефектами, которые могут проявиться сразу, а могут и в процессе длительной эксплуатации. Как быть если продавец «отфутболивает» вас при обращении к нему с требованием об устранении дефекта или возврате денежных средств. Как получить с импортера \производителя неустойку по Закону РФ «О защите прав потребителей», штрафа за отказ в удовлетворении законных требований потребителя в досудебном порядке, судебных расходов….

Итак, всех потребителей защищают нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее - Закон). Согласно ч. 6 ст. 13 Закона суд, удовлетворяя требования потребителя, накладывает на нарушителя штраф в размере половины от присужденной в пользу потребителя суммы. Даже если нарушитель вернет вам деньги за товар в последний день перед судебным заседанием, вроде как добровольно, штрафа ему не избежать!

Перед вами план действий, если Вы обнаружили в своем железном друге какие-либо дефекты (дефекты лакокрасочного покрытия (коррозия металла), дефекты в работе механизмов, узлов и агрегатов транспортного средства, дефекты двигателя и др.)? Для начала нужно определиться с тем, - что послужило вероятной причиной образования того или иного дефекта; - возник ли дефект в процессе эксплуатации автомобиля в условиях, отличных от нормальных либо в процессе длительной эксплуатации, либо в процессе несвоевременного прохождения техобслуживания (эксплуатационный дефект, который возник либо по Вашей вине в связи с неправильными действиями по уходу за транспортным средством, либо в связи с длительной эксплуатацией автомобиля), или же дефект возник неожиданно, в процессе нормальной эксплуатации транспортного средства и, скорее всего, носит производственный характер. Если Вы затрудняетесь в ответе на вопрос о том, является ли дефект автомобиля эксплуатационным (возник не по вине завода-изготовителя) или производственным, - ничего страшного, не нужно торопиться организовывать производство независимой экспертизы.

Необходимо решить для себя, каким правом, из предоставленных Законом, Вы воспользуетесь. Важно знать, положения ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: В отношении технически сложного товара (каковым является автомобиль) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков  вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены лишь в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:       
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (которые составляют 45 дней со дня обращения с соответствующим требованием об устранении недостатка);
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Также следует учитывать то обстоятельство, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы как потребитель вправе предъявить требования, перечисленные выше: изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Продавец автомобиля (как правило, официальный дилер) зачастую устанавливает в договоре купли-продажи ТС меньший гарантийный срок по сравнению с тем, который устанавливает завод-изготовитель и который вынужден поддерживать импортер. Признать данный пункт договора недействительным возможно через суд, но решить вопрос до суда будет трудно по истечении гарантийного срока, установленного продавцом. Гарантийный срок изготовителя подробно описывается и указывается в сервисной книжке.  Продавцы, как правило, не всегда являются большими корпорациями, могут меняться на рынке, получить с них реально денежные средства даже на основании судебного решения может быть крайне затруднительно. Более стабильной организацией выступает импортер на территории РФ. Определить его достаточно просто: первая организация, указанная в паспорте транспортного средства.

Таким образом, после обнаружения в транспортном средстве недостатка первым возможным шагом является направление, например, импортеру претензии с требованием о безвозмездном устранении недостатка. В претензии желательно подробно описать возникший у Вашего ТС недостаток, указать участки и период его проявления; приложить к претензии копии ПТС, договора купли-продажи ТС, фотографии, указывающие на недостатки, если это возможно, иные документы и доказательства Вашей позиции. Срок устранения недостатка составляет 45 дней с момента получения претензии в нашем случае – импортером. В этот срок импортер должен изучить Ваше требование, организовать осмотр ТС (доставку автомобиля Вы осуществляете самостоятельно по согласованию с импортером), признать/не признать случай гарантийным и в случае признания его таковым – произвести ремонт Вашего автомобиля.

Важно учитывать то обстоятельство, что прохождение ТО автомобиля не у официального дилера, не в установленный срок и в прочих аналогичных случаях, - само по себе не является основанием для отказа в безвозмездном устранении недостатков ТС в период гарантийного срока. Имеет значение причинно-следственная связь между нарушением Вами регламента ТО и наступлением конкретного недостатка. Например, появление коррозии на лкп автомобиля, скорее всего, проявилось бы и в том случае, если бы Вы меняли масло у официального дилера.

Далее (после направления претензии импортеру) следует ждать ответа импортера на Вашу претензию и выполнять его указания в части предъявления автомобиля для осмотра. Не редки случаи, когда импортер советует потребителю обратиться с аналогичными требованиями к продавцу, у которого автомобиль был приобретен. Данный шаг не совсем основан на Законе, однако, можно во исполнение воли импортера обратиться и к продавцу с требованием об устранении недостатка (это не помешает в последующем иск предъявить непосредственно импортеру; 45 дней будут течь непрерывно).

Если недостаток Вам устранят в установленный срок, то следует продолжать эксплуатировать автомобиль по назначению – цель достигнута.

Если же импортер откажет ремонтировать автомобиль, либо 45 дней с момента получения им претензии истекут, - можно смело организовывать проведение независимой экспертизы, пригласив на осмотр автомобиля представителей импортера. Если эксперт установит наличие дефекта в Вашем автомобиле производственного характера, - следующий шаг – это направление импортеру повторной претензии с требованием возврата уплаченной за автомобиль денежной суммы. К претензии необходимо приложить заключение эксперта. В случае отказа в удовлетворении Вашего законного требования следует обращаться в суд (можно обращаться в суд по месту своего жительства, по месту нахождения импортера). В суде по такого рода делам можно требовать взыскания стоимости Вашего нового автомобиля, разницы в цене на момент обращения, неустойки по Закону РФ «О защите прав потребителей», штрафа за отказ в удовлетворении законных требований потребителя в досудебном порядке, судебных расходов. От госпошлины по такого рода делам потребители освобождены на сумму требований до 1 млн рублей.

Защищайте свое имущество, Закон на стороне потребителя, если недостаток проявился в гарантийные сроки и является производственным.

Такого рода дела являются достаточно сложными, трудно описать все возможные ситуации в одной статье. Обращайтесь к нам за более подробными консультациями.

      Статья подготовлена при содействии специалистов Юридической компании «Альтаир» (www.юк-альтаир.рф; тел.: 8 (342) 271-64-30). За более подробными консультациями обращайтесь!