Рубрика: Автомобили
от 30 мая 2013

Сломался автомобиль (гарантийные и негарантийные случаи)

   Каждый собственник автомобиля должен знать – как вести себя в отношениях с автосалонами-продавцами или ремонтными организациями в случае поломки транспортного средства. Тем более, когда ремонт авто со сложными электронными системами контроля и управления работой двигателя осуществляется обычно узким кругом специализированных организаций, выступающих одновременно продавцами автомобиля. Бывает, что дорогостоящий автомобиль ломается после истечения срока действия гарантии, причины тому разные: неграмотная диагностика неисправностей или выбор неправильного алгоритма ремонта в случае гарантийного ремонта, а также при проведении ТО. Самая большая неприятность ждет автовладельца, когда из-за ошибки продавца (исполнителя ремонта) случается повторная поломка машины, при этом продавец будет пытаться остаться в стороне. Поэтому очень важно знать, понимать и пользоваться своими правами в области защиты прав потребителя на качественный и своевременный ремонт транспортного средства, на возврат автомобиля.

Каждому человеку, приобретающему автомобиль, следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения потребителя и продавца автомобиля (либо исполнителя, осуществляющего ремонт транспортного средства):
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290).
Обобщая названные нормативные акты, следует заключить следующее:

ГАРАНТИЙНЫЙ СЛУЧАЙ

  В случае, если Ваш автомобиль сломался в период срока действия гарантии, то Вы имеете право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаченные за автомобиль деньги, либо предъявить требование о его замене на аналогичный товар в течение 15 дней со дня принятия вами транспортного средства. По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара (автомобиля);
- нарушение установленных сроков устранения неисправностей;
- невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков.

В случае, если Вы сдали автомобиль на ремонт в течение действия гарантийного срока, Продавец (Исполнитель) обязан при заполнении акта приемки автомобиля указать в нем срок возврата автомобиля. Если такой срок не указан – автомобиль должен быть возвращен не позднее 45 дней после его сдачи на ремонт. Кроме того, при заполнении акта приемки автомобиля необходимо проконтролировать, что в нем отображалась информация о действиях Продавца (Исполнителя) при обнаружении недостатков (имеет ли право производить ремонт самостоятельно или должен согласовать каждый пункт ремонтных работ с потребителем и т.д.). Также следует требовать предоставления Вам результатов диагностического исследования Вашего автомобиля, чтобы обладать полной информации о сущности поломки (важно при решении вопроса о том, можно ли считать тот или иной недостаток существенным или нет). Собирайте все бумаги, просите ксерокопии.

В случае, если автомобиль сломался по истечении гарантийного срока, необходимо проверить – не предоставляет ли завод-изготовитель «повышенную гарантию» на данный автомобиль.

    НЕГАРАНТИЙНЫЙ СЛУЧАЙ

    После того, как Вы убедились, что гарантия действительно закончилась, следует определиться с организацией, которая будет осуществлять ремонт Вашего транспортного средства. Все существенные условия взаимоотношений по ремонту автомобиля должны быть отражены в договоре: перечень работ, цена, срок выполнения работ, схема предоставления запчастей и расходных материалов и т.д.

Важно понимать, что причина поломки (уже за пределами гарантийного срока) могла явиться следствием неправильного определения продавцом (исполнителем) причины той или иной неисправности либо избрания неправильного алгоритма ремонта еще в период действия гарантийного срока (на ТО или в случае гарантийного ремонта). В этом случае необходимо доказывать любыми способами (в том числе через проведение независимой экспертизы; возможно, потребуется обращение в суд) причинно-следственную связь между ошибкой продавца (исполнителя) при проведении ТО или ремонтных работ в период действия гарантийного срока и повторной поломкой автомобиля по истечении гарантийного срока. Данное утверждение особо актуально, когда Вы продолжаете ремонтироваться у продавца автомобиля (часто встречается при пользовании дорогостоящим автомобилем высокого класса, поскольку в г. Перми обычно нет альтернативного выбора ремонтной организации).

Необходимо также ознакомиться с предоставляемой гарантией продавца (исполнителя) на все виды работ и деталей, которые подвергаются ремонту или замене. 

При приемке отремонтированного автомобиля в силу отсутствия специальных познаний и в силу возможности наличия скрытых дефектов не всегда получается проверить качество и целесообразность всех произведенных ремонтных работ. Однако Закон предусматривает правило, согласно которому при выявлении существенных недостатков работ (услуг) потребитель вправе предъявить требование исполнителю о безвозмездном устранении недостатков лишь в том случае, если докажет, что недостатки возникли до принятия им работы или по причинам, возникшим до этого момента. В данном случае Исполнитель обязан будет произвести за свой счет экспертизу товара с целью определения причин возникновения поломки после произведенного ремонта. Далее действовать в зависимости от результатов экспертизы: 1) либо она будет в Вашу пользу, и исполнитель добровольно выполнит свои обязательства; 2) либо она будет не в Вашу пользу, и Вам придется организовать проведение независимой экспертизы уже за свой счет с последующим возложением расходов на исполнителя; 3) либо она будет в Вашу пользу, но исполнитель откажется добровольно выполнить обязательства, и Вам придется обратиться в суд.

Данный вопрос является достаточно тонким в области права, поэтому пути разрешения конкретной ситуации нередко отличаются от действий, предложенных в данном правовом алгоритме.

Партнер газеты - Юридическая компания «Альтаир» -готов помочь и дать бесплатную юридическую консультацию, а при необходимости отстоять Ваши интересы в суде. Телефон для справки: 2716430, www.юк-альтаир.рф.