Рубрика: Ваш консультант
от 31 октября 2020

Возможно ли вернуть товар, купленный дистанционно

При дистанционном способе продажи товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара в каталогах либо иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» потребитель вправе вернуть продавцу товар, приобретенный дистанционным способом. В случае, если он некачественный, то потребитель имеет те же права, что и при обычной покупке товара.

Нередки случаи, когда продавец отказывает покупателю в возвращении денежных средств, ссылаясь на п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Для возврата товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, необходимо:

1. Убедитесь, что товар отвечает условиям его возврата

Потребитель вправе отказаться от заказанного дистанционно товара (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1; п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 16.05.2020):

·в любое время до его передачи;
·в течение семи дней после передачи товара без объяснения причин;
·в течение трех месяцев с момента передачи товара, если в момент его доставки вам не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара.

По общему правилу вернуть продавцу товар надлежащего качества (за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения) в указанные сроки можно, если соблюдены следующие условия:

1) сохранен товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. В то же время отсутствие такого документа не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. В частности, подтверждающим документом может быть выписка по банковскому счету потребителя, содержащая сведения о получателе платежа, перечисленной сумме и иные сведения, позволяющие идентифицировать покупку;

2) товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно вами.

2. Необходимо обратится к продавцу товара для возврата ему товара

В первую очередь ознакомьтесь с информацией о порядке возврата товаров, переданной вам продавцом в момент доставки товара или размещенной на официальном сайте продавца. В составе такой информации часто содержится образец (бланк) заявления о возврате товара, а также указываются способы его представления продавцу, а также способы возврата товара.
При возврате покупателем товара должна быть составлена накладная или акт о возврате товара. Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата уплаченной им суммы.

Целесообразно при подаче заявления и возврате товара пользоваться способами, которые позволят вам (например, в случае судебного спора) подтвердить обращение к продавцу.
Например, это может быть возврат через курьера или пункт самовывоза (выдачи) товара, пересылка отправления по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

3. Получите денежные средства, уплаченные за товар

В случае удовлетворения Ваших требований, продавец обязан вернуть вам денежные средства, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного вами товара, не позднее 10 дней со дня предъявления указанного требования.
Если возврат суммы, уплаченной покупателем, осуществляется не одновременно с возвратом им товара, указанная сумма может быть возвращена продавцом с согласия покупателя следующим способом:

·наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
·почтовым переводом;
·путем перечисления на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем, несет продавец (п. 35 Правил продажи товаров дистанционным способом).

В том случае, если оплата товара покупателем осуществлена путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности вернуть уплаченную покупателем сумму при возврате им товара (п. 36 Правил продажи товаров дистанционным способом).

4. При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке, Вам необходимо обратиться в суд.

Вы вправе подать в суд исковое заявление о взыскании денежных средств, уплаченных за товар надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом. Также вы можете потребовать от продавца компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При этом истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»; пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налоговый кодекс РФ).

В случае удовлетворения судом ваших требований о взыскании денежных средств, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).


Прокуратура Свердловского района города Перми Вепрева